Неточные совпадения
Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание
личности, ее
достоинства и ее прав.
Рыцарство кует чувство личного
достоинства и чести, создает закал
личности.
Рыцарь был больше он сам, больше лицо и берег, как понимал, свое
достоинство, оттого-то он, в сущности, и не зависел ни от богатства, ни от места; его
личность была главное; в мещанине
личность прячется или не выступает, потому что не она главное: главное — товар, дело, вещь, главное — собственность.
Я воспеваю свободу, когда моя эпоха ее ненавидит, я не люблю государства и имею религиозно-анархическую тенденцию, когда эпоха обоготворяет государство, я крайний персоналист, когда эпоха коллективистична и отрицает
достоинство и ценность
личности, я не люблю войны и военных, когда эпоха живет пафосом войны, я люблю философскую мысль, когда эпоха к ней равнодушна, я ценю аристократическую культуру, когда эпоха ее низвергает, наконец, я исповедую эсхатологическое христианство, когда эпоха признает лишь христианство традиционно-бытовое.
Я также и сейчас думаю, что равенство есть метафизически пустая идея и что социальная правда должна быть основана на
достоинстве каждой
личности, а не на равенстве.
Черты родового сходства мне представлялись противоречащими
достоинству человеческой
личности.
Достоинство человека — в его жизни, а не в смерти, в соединении духа с плотью, а не в отделении духа от плоти, в соединении индивидуальной судьбы
личности с исторической судьбой мира, а не в отделении личной судьбы от мировой.
И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое
достоинство, свобода
личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда.
Но это были не
личности, а гнев за то, что в Скуратове не было выдержки, не было строгого напускного вида собственного
достоинства, которым заражена была вся каторга до педантства, одним словом за то, что он был, по их же выражению, «бесполезный» человек.
Они не могут понять, что истина не зависит от
личности трудящихся, что они только органы развивающейся истины; они не могут никак постигнуть ее высокое объективное
достоинство; им все кажется, что это субъективные помыслы и капризы.
Катерина Матвеевна. Позвольте, я сказала: вы непоследовательно поступили. Я высказала только это. Теперь вы трактуете с Иваном Михайловичем о денежных делах вашей невесты, — так, кажется, это называется? Я вижу в этом факте низкий торг человеческой
личностью и потому прошу вас не оскорблять меня, не оскорблять друг друга, не оскорблять
достоинство человека, продолжая этот разговор. Я все сказала.
Но помните одно: есть светлые
личности, не подчиняющиеся ударам века, и на них-то вы должны, ежели хотите не утерять
достоинства человека, на эти
личности вы должны взирать с умилением и уважением.
Вопрос этот относился к молодому тайному советнику, который полулежал в это время на диване, закрывшись листом газеты. Но тайный советник даже в вагоне строго соблюдал свое
достоинство, и чтоб не вступать в разговор с неизвестною
личностью, притворился спящим.
Тонкие и деликатные чувства в нем заглохли; сознания собственного
достоинства и чувства чести для него не существует; прав собственной
личности и
личности другого он не понимает, и потому весьма многие вещи, которые [возмущают нас до глубины души,] не возбуждают в нем ни малейшего [негодования,] не вызывают даже слабого протеста.
Принужденные иметь такую мерку для оценки нравственного
достоинства людей среди нашего общества, мы должны быть очень довольны, когда видим хоть возможность появления в крестьянском сословии таких
личностей, как Катерина.
Следовало бы ожидать, что, при всеобщем стремлении к поддержанию своего человеческого
достоинства, исчезнут и те забитые
личности, которых несколько экземпляров взяли мы у г. Достоевского.
У нас еще недостаточно развито уважение к нравственному
достоинству отдельных
личностей; у нас еще нередко можно слышать такое рассуждение: «Он мне ничего худого не сделал; могу ли я назвать его негодяем?» Или такое...
Поэтому художник, даже если ему даны величайшие достижения в искусстве, тем большую неудовлетворенность испытывает как творческая
личность [Обнаружение дисгармоний творчества в разных отношениях составляет главное
достоинство книги Н. А. Бердяева «Смысл творчества».].
Внешняя принудительность истин веры не отвечала бы основным требованиям религиозного сознания, и
достоинству чтущего нашу свободу Божества не соответствовало бы насиловать нашу
личность, хотя бы даже логическим принуждением или насилием знания.
Преобладание общечеловеческой и персоналистически-человеческой общности и солидарности над национальной и классовой означает также победу
личности, личного
достоинства и личной ценности над объективированным коллективом.
Достоинство человека есть
личность в нем.
Нельзя отказаться от
личности, отказаться можно от жизни и иногда должно отказаться от нее, но не от
личности, не от
достоинств человека, не от свободы, с которой связано это
достоинство.
Достоинство человека, т. е.
личности, т. е. свободы, предполагает согласие на боль, способность пережить боль.
Только
личность имеет человеческое
достоинство.
Основное противоречие моего мнения о социальной жизни связано с совмещением во мне двух элементов — аристократического понимания
личности, свободы и творчества и социалистического требования утверждения
достоинства каждого человека, самого последнего из людей и обеспечения его права на жизнь.
Самый факт существования пролетария, как и факт существования буржуа, противоречит
достоинству человека, ценности человеческой
личности.
В пролетарии нужно утверждать не его пролетарство, а
достоинство человеческой
личности.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью
личности, с личной совестью и личным
достоинством, со свободой духа и совести.
Человек-личность, тот же человек, преодолевает свою эгоцентрическую замкнутость, раскрывает в себе универсум, но отстаивает свою независимость и своё
достоинство по отношению к окружающему миру.
Это и создало ложный объективный иерархизм, противоречащий
достоинству и свободе человеческой
личности.
И тем не менее в объективной действительности «классовый» интерес может быть более человеческим, чем интерес «национальный», т. е. в нем может быть речь о попранном
достоинстве человека, о ценности человеческой
личности, в «национальном» же интересе может речь идти об «общем», не имеющем никакого отношения к человеческому существованию.
Достоинство конкретного существа, человеческой
личности определяется совсем не идеальным универсумом в ней, которому она подчинена, а именно конкретным, индивидуально-личным существованием, индивидуально-личной формой раскрытия универсума внутри.
И эмансипационное движение, направленное против таких форм семьи, имеет глубокий персоналистический смысл, есть борьба за
достоинство человеческой
личности.
Государственная и социальная жизнь христиан основывалась не на любви, братстве и свободе духа, а на равнодушии, вражде, на отрицании
достоинства человеческой
личности, на несправедливости, насилии и принуждении.
Научная психология и психопатология, как и социология, бессильны отстоять
достоинство человека, открыть в нем образ и подобие Божье, они имеют дело не столько с
личностью, сколько с неличным, с распадом
личности, с Es (Фрейд), с Man (Гейдеггер).
Отсюда вытекают субъективные права человеческой
личности — свобода совести, свобода мысли, свобода творчества,
достоинство всякого человека как свободного духа, как образа и подобия Божьего.
И чрезвычайно сложно отношение этических конфликтов к человеческой свободе и к
достоинству человеческой
личности.
Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и
достоинства каждой человеческой
личности, ее духовной свободы.
Он прежде всего обращает внимание на живую человеческую
личность, на переживаемые ею страдания, прежде всего хочет утвердить ее
достоинство и право на полноту жизни.
Обыкновенно думают и говорят, что отречение от блага
личности есть подвиг,
достоинство человека. Отречение от блага
личности — не
достоинство, не подвиг, а неизбежное условие жизни человека. В то же время, как человек сознает себя
личностью, отделенной от всего мира, он познает и другие
личности отделенными от всего мира, и их связь между собою, и призрачность блага своей
личности, и одну действительность блага только такого, которое могло бы удовлетворять его разумное сознание.
Для него также ясно было, что всё то, что называется человеческим
достоинством,
личностью, образом и подобием божиим, осквернено тут до основания, «вдрызг», как говорят пьяницы, и что виноваты в этом не один только переулок да тупые женщины.
Во имя
достоинства человеческой
личности и ее нравственной ценности Достоевский восстает против революции и революционной морали.
Преодоление народничества должно укрепить
личность и вернуть ей
достоинство ее духовно-культурного призвания.
Бывая более двух месяцев весьма часто у княжен, он успел оценить по
достоинству светлую
личность княжны Лидии Дмитриевны. Она оказалась даже неизмеримо выше восторженных описаний ее жениха. Он до сих пор не встречал ей подобных, и эта встреча оказалась для него роковой.
Подавляет же дух народа непризнание в нем теми, которые управляют им, его человеческого
достоинства, признание крестьянина не человеком, как все, а грубым, неразумным существом, которое должно быть опекаемо и руководимо во всяком деле, и, вследствие этого, под видом заботы о нем, полное стеснение его свободы и унижение его
личности.
Он отверг «предрассудок» о
личности, о ее ответственности, о ее
достоинстве, о ее первородной свободе.